Главная | Мой профиль | Выход | RSS | Регистрация | ВходСреда, 08.05.2024, 21:16

Enjoy School Life



Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Видео [1]
Новости сайта
[01.11.2011][Мои статьи]
Работа с одарёнными детьми в условиях летнего профильного лагеря (5)
[01.11.2011][Видео]
Youtube's Christmas Wish (0)
[04.11.2011][Мои статьи]
Мотивация успеха на уроках иностранного языка – необходимое условие формирования ключевых образовательных компетенций (1)
Праздники дня
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Мотивация успеха на уроках иностранного языка – необходимое условие формирования ключевых образовательных компетенций

«Концепция модернизации российского образования, определяющая  цели общего образования на современном этапе на период до 2010, подчёркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей…»

Федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам определяется, что «изучение иностранных языков направлено на достижение следующих целей: формирование умений общаться на ИЯ с учётом речевых возможностей и потребностей…; развитие личности ребёнка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения, мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком; обеспечение коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения».

     Среди множества факторов развития личности обучение рассматривается как наиболее значимый и определяющий, так как именно в ходе этого процесса происходит развитие основных психических и личностных новообразований. Смысл современного образования заключается не в изучении школьных учебных предметов, а « в развитии личности предметами» (П. Ф. Каптерев) и вооружении её таким образовательным потенциалом, который обеспечит возможность самостоятельного творческого развития, способность решать проблемы коммуникативного, нравственного, этического, социального и др. характера как в стенах школы, так и за их пределами.

Необходимо обеспечить такое построение учебно-воспитательного процесса, которое предполагало бы постоянную потребность в реализации всех аспектов личности, создавало условия для развития школьниками социально-ценных качеств и свойств, позволяло развивать наряду с коммуникативной зачатки социальной компетенции, что имеет немалое личностно-формирующее значение.

 Реализация компетентностно-ориентированного обучения и развития личности учащегося средствами иностранного языка (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.В. Хуторский и др.) требует поиска новых форм, приёмов, технологий, позволяющих создавать условия для социального развития школьников в процессе обучения в рамках предмета «иностранный язык». Это повлечёт за собой смещение акцентов с овладения знаниями, навыками, умениями на приобретение социальной компетентности, связанной с усвоением форм социальной жизни и системы социальных ценностей чужой культуры через призму собственной и в диалоге с ней. Социальное развитие личности  связано с приобретением собственного социального опыта, индивидуальных  качеств и свойств, которые позволят самостоятельно осуществлять коммуникативную деятельность, бесконфликтно взаимодействовать в социально-детерминированных ситуациях в лингвокультурном пространстве как своей страны, так и страны изучаемого языка.

Так, на уроке английского языка в 10 классе, который провела Косарынская Лариса Саидовна, рассматривалась тема «Английский язык  – язык мирового значения». Хотелось бы заметить, что уже с первых уроков учителя обращают внимание учащихся на важность изучения иностранных языков как средства общения с представителями разных стран в самых разнообразных сферах (политика, экономика, торговля, наука, искусство, спорт и т.д.). В наше время, когда международные контакты России постоянно расширяются, повышается вероятность того, что владение иностранным языком будет необходимо многим как в профессиональной, так и в других видах деятельности, а также станет источником ценной информации о странах, где он распространён, и даст возможность общаться с зарубежными сверстниками через Интернет.

Эпизод 1. Учащиеся читают знакомое детское стихотворение, но переделанное под сюжет урока, самостоятельно определяют тему занятия, тем самым формируют положительное отношение и ситуацию успеха  с самого начала урока, благодаря чувству удовлетворения, которое испытывают учащиеся от того, что они способны справиться с этим заданием самостоятельно.

Эпизод 2. Следующим ярким моментом урока является ролевая игра как предметная игра, реализующая стратегию «здесь и сейчас». В ней наглядно показана мотивация изучения иностранного языка, осознание учащимися объективной значимости учения, которое опирается на общественно выработанные нравственные ценности, принятые в их социальном окружении и семье. Это  способствует формированию ценностно-смысловой компетенции и поддержанию ситуации успеха на уроке.

Эпизод 3. Здесь мы видим реализацию  информационной компетенции учащихся при выполнении домашнего задания (показать на карте англо-говорящие страны, рассказать об истории английского языка, сферах его употребления), которая выражается в умении самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать и передавать её.

Эпизод 4. Учебно-познавательная компетенция учащихся в сочетании с информационной проявляется в следующем виде работы – аудировании. При помощи реального объекта – магнитофона и информационной технологии – аудиозаписи учащиеся самостоятельно добывают необходимые знания или информацию для заполнения пропусков в предложенных учителем текстах. Для проверки данного вида учебной деятельности выбрана форма самоконтроля.

Эпизод 5. Коммуникативная компетенция включает знание языка, способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Две группы учащихся получают разное задание – 1-ая группа – обсудить вопрос «Почему люди (особенно молодые) учат английский язык?»; 2-ая группа – назвать наилучшие пути изучения языка. Учащиеся аргументируют, доказывают свои высказывания, соглашаются/не соглашаются с мнениями своих  одноклассников.

Большинство школьников относят иностранный язык к трудным предметам. Известный британский методист Норманн Уитни, подчёркивая, что «мотивация – это ключ к успешному обучению», выделяет три важнейших условия её повышения:

- возможность для школьников в процессе изучения иностранного языка общаться и выражать себя (коммуникативная мотивация);

- многообразие тем, действительно представляющих интерес для данной возрастной группы (познавательная мотивация);

- постоянное ощущение школьниками своих достижений и прогресса в овладении языком (мотивация успеха). Это последнее условие Норманн Уитни считает самым важным.

Эпизод 6. Мир, в котором мы живём, становится всё теснее, он начинает напоминать общий планетарный дом. И общение в этом доме возможно только на основе межъязыкового и межкультурного взаимопонимания и взаимодействия. Важную роль в этом играет язык, выступающий единственно возможным инструментом, с помощью которого и становится реальностью строительство гуманитарных межкультурных мостов.

Комментирование плаката «Английский язык и его роль в мире», написанного на русском языке,  является кульминационным моментом урока: ученик  готов ехать за границу – он умеет читать, переводить, обобщать и делать выводы по-английски, он осознаёт значимость этого предмета для дальнейшей учёбы и получения профессии. И в этом проявляется социально-личностная компетенция школьника.

Эпизод 7. В учебно-познавательную компетенцию входят знания и умения анализа, рефлексии, самооценки учебной деятельности. На заключительном этапе урока учащиеся заполняют контрольные карточки, где отражены все виды деятельности. Учащиеся понимают субъективную значимость учения для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний школьника, его самоконтроль и самооценку учебной работы.

Подчёркивая единство языка и культуры, Е.И. Пассов утверждает, что усвоить культуру – значит «знать – уметь – творить – хотеть», при этом последний элемент он считает главным, так как именно он определяет мотивационный и нравственный аспект человека как индивидуальности. При формировании мотивации учитель ориентируется на перспективы, резервы развития с учётом возрастных и психологических особенностей школьников. Ученик включается учителем в деятельность, стимулирующую его активность, самостоятельность и способность к творчеству. Всё это имеет большое значение в сложном процессе формирования мотивации учащихся к изучению иностранного языка и иноязычной культуры.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Oxi (04.11.2011)
Просмотров: 2242 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Каталог сайтов 'Российское образование в сети'

    Copyright MyCorp © 2024